Экономика

Технологии Успеха

Стандарты обучения

Стандарты третьего поколения в ВУЗах

Абитуриенты 2011. Что их ждет?

Прием абитуриентов в вузы в 2011 году будет проходить в основном на бакалавриат (4 года обучения на очном отделении) и в магистратуру (два года обучения в очной форме).

Имея на руках документ об окончании школы (аттестат) или диплом о средне-специальном образовании (СПО), можно будет поступить в бакалавриат. Для того чтобы иметь право обучаться в магистратуре, потребуется диплом о высшем профессиональном образовании.

В-третьих, рассматривается возможность в 2011 году ввода электронной регистрации заявлений выпускников школ для поступления.

По подсчетам специалистов, 22 минуты уйдет на заполнение анкеты и заявления в электронном виде и передачу этой информации по Интернет в приемную комиссию вуза. Еще около семи минут потребуется на сверку паспортных данных, сертификата по ЕГЭ и остальных документов.

Такие меры позволят значительно сократить очереди в приемные комиссии.

Уровневая система высшего профессионального образования:

а) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) <бакалавр>;

б) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) <магистр>.

в) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации <специалист>

Теперь будут готовить специалиста не за 5 лет, а за 4 года. По сравнению с существующими бакалаврскими стандартами уменьшится социально-гуманитарный блок до 1200 часов,а, кроме того, в него дополнительно будутвведены дисциплины управленческого профиля. Несколько сократится естественнонаучный блок и за счет этого расширится профессиональный. Бакалавр будет более профессионально ориентирован.В магистратуре предполагается восполнить «потери» бакалавриата, а также ориентировать магистров не только на научнуюдеятельность, но и практическую в различных отраслях хозяйства.

Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра и специалиста по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на один год, а сроки освоения основных образовательных программ подготовки магистра увеличиваются на полгода относительно нормативного срока.

Общие требования к правам и обязанностям студента при реализации ООП:

- Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору студента, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы).

- При формировании своей индивидуальной образовательной траектории студент имеет право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию).

- В целях достижения результатов при освоении ООП в части развития социально-личностных компетенций студенты обязаны участвовать в развитии студенческого самоуправления, в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

- Студенты обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

- Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

- При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 8 часов в неделю.

- При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

- Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

Кадровое обеспечение учебного процесса

Реализация основных  образовательных программ подготовки бакалавров,   должна  обеспечиваться   педагогическими кадрами, имеющими,  как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Преподаватели профессионального цикла, как правило, должны иметь ученую степень кандидата, доктора наук и (или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Материально-техническое обеспечение учебного  процесса

Высшее учебное заведение,  реализующее основные  образовательные программы подготовки бакалавра, должно располагать материально-технической базой,  обеспечивающей проведение всех видов лабораторной,  дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы  студентов,  предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Стандарты второго поколения в ВУЗах

Переход на государственные образовательные стандарты был неоднозначно воспринят нашей педагогической общественностью. Основные опасения были связаны со словом «стандарты». Многие опасались, что государственный образовательный стандарт будет жестко лимитировать образовательный процесс. Огромное участие в разработке стандартов приняли Учебно-методические объединения вузов, созданные несколько ранее на базе ведущих высших учебных заведений России.

Первое, на что хотелось обратить внимание, это появление в стандартах двух ветвей образования. Традиционная — пятилетняя подготовка специалистов и шестилетняя подготовка магистров (4 года — бакалавр +2 года — магистр). Государственные Требования к минимуму содержания и к уровню подготовки специалистов. В этой части стандарт специалиста и бакалавра состоял из четырех основных блоков: гуманитарно-социальный, естественнонаучный + математика, общепрофессиональный и специальный. В каждом блоке были предусмотрены дисциплины регионального (вузовского) компонента. Наряду с требованиями к выпускнику в стандарте были прописаны и требования к освоению отдельных дисциплин. Государственный стандарт снял оковы с вузов, предоставив им возможность реализовывать свои оригинальные программы, добавил самостоятельности. Стандарты второго поколения по своей структуре, в части требований к минимуму содержания и к уровню подготовки специалиста сохранил преемственность стандартов первого поколения. Принципиальное отличие заключается в том, что удалось в области техники и технологии и лингвистики подойти к формированию стандартов по укрупненным группам специальностей, объединив их в направления подготовки специалистов. Значительно больше свобод вузам в стандартах второго поколения было предоставлено в реализации гуманитарно-социального цикла. В стандартах было предложено одиннадцать дисциплин, из которых только четыре являлись обязательными. Остальные дисциплины вуз мог вообще не реализовывать или выбрать часть из них. Вуз также мог добавить любые другие дисциплины по своему усмотрению в рамках регионального (вузовского) компонента. Прошла унификация дисциплин общепрофессионального блока в области техники и технологии, где из 100 с лишним наименований осталось всего одиннадцать. Существенным отличием стандартов второго поколения явилось отсутствие требований к усвоению отдельных дисциплин. В стандарте прописаны только требования к выпускнику и введен как обязательный государственный экзамен, который должен был установить как раз уровень теоретической подготовки выпускника в решении практических задач, связанных с его будущей профессиональной деятельностью.

Электронные курсы

Планирование и прогнозирование в коммерческой деятельности
Изучение и прогнозирование спроса на товары и услуги
Планирование и прогнозирование в сервисе
Планирование и прогнозирование в домоведении
Документационное обеспечение управления
Прогнозирование деятельности предприятий
Управление маркетингом
Информатика 1 курс СПО
Информатика 2 курс СПО
Экономика организации (предприятия)
Экономика торговли
Управление маркетингом (для магистров)
Товароведение промышленных товаров
Моделирование и прогнозирование в коммерческой деятельности (для магистров)
Прогнозирование деятельности предприятий в условиях изменяющейся внешней среды (для магистров)
История и методология экономической науки и производства
История науки и производства в сфере коммерции
Товароведение однородных групп непродовольственных товаров
Региональная экономика