Экономика

Технологии Успеха

Электронные учебные курсы

Инновационная деятельность образовательного учреждения: специфика информационных технологий

 

В современных условиях все большее значение приобретает применение инновационных технологий в образовании. Важное место в инновационном процессе играет применение информационных технологий: новые подходы в преподавании, применение современных методов и методик, использование информационно-коммуникационных средств. В частности, большое распространение получили электронные учебники, новые способы подачи информации, обратной связи между преподавателем и студентами. Сравнивая основные принципы реализации обычных, традиционных учебников и учебников электронных, можно выявить ряд преимуществ последних. Развитие мультимедиа средств позволило совершенно иначе представлять информацию, изменить в принципе подход к изложению любого материала. Процесс преподавания становиться все более творческим, обучение приобретает более активный характер, а изучение каких-либо законов и фактов с помощью компьютерного моделирования превращается в изучение как бы изнутри, да и любая информация излагается наиболее полно, с возможностью более детального изучения.

Существует несколько основных принципов разработки современных электронных учебников:

  • электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров.
  • учебник должен обеспечивать возможность выбора не только уровня, на котором будет происходить изучение учебного материала темы, но и разный способ изучения темы.
  • в учебнике требуется уделять особое внимание мотивации к изучению каждой темы.
  • желательно учитывать и психологические особенности будущей аудитории, правильно рассчитывать нагрузку.
  • система взаимосвязей отдельных глав и разделов учебника должна быть хорошо проработана.
  • в учебнике должны быть предусмотрены различные виды помощи.
  • необходим контрольный блок учебника, где в форме тестов, задач и, возможно, творческих заданий отслеживается степень усвоения материала.
  • немаловажен и дизайн проекта, поскольку он во многом определяет восприятие информации.
  • учебник должен быть открыт к дополнению и преобразованию.

Учитывать все эти положения рекомендуется, поскольку если действительно ведется разработка полноценного электронного учебника, то только при учете каждого из вышеперечисленных пунктов можно добиться ожидаемого результата и возможного полного перехода к новой системе обучения. Следует отметить, что существует и множество технологий, которые можно использовать для реализации поставленных задач при разработке учебника, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки, и выбор в пользу одной из них нужно осуществлять после детального анализа всех требований к разрабатываемой системе.

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что сегодня очень интенсивно развивается направление по разработке электронных учебников с привлечением различных технологий, создаются специальные программы, позволяющие быстро разрабатывать мультимедийные презентации, и хотя бы на начальном уровне это используется для красочного, наглядного изложения материала по каким-либо отдельным темам. Существуют и более сложные программы,  задачей которых является быстрая и качественная генерация электронных изданий, имеющих стандартные разделы, шаблонный дизайн и интерактивные элементы.

Совершенно очевидно, что сегодня любую информацию для представления студентам все же пытаются облечь в форму удобную для восприятия и дальнейшей работы. Вопрос в том, на каком уровне создаются подобные электронные материалы. Переход к мультимедийным учебникам, позволяющим с помощью моделирования, элементов интерактивности, хорошо продуманного дизайна и навигации сделать шаг вперед в образовательных технологиях, все же не так прост. Но очень радует создание различного рода презентаций с разнообразными материалами, где можно ознакомиться не только с текстом, но и более подробно визуально ознакомиться с предметом изучения, радует и создание электронных версий методических указаний с удобной навигацией, целых учебных курсов на основе веб-сайтов. Все эти элементы позволяют иначе подходить к процессу обучения. Следующим шагом здесь, несомненно, является дистанционное образование. Здесь разработка электронных учебников, дистанционных курсов играет очень важную роль, а весь процесс обучения как бы облачается в электронный формат.

Дистанционное образование - это термин, который используют применительно к широкому спектру образовательных программ и курсов, начиная от курсов повышения квалификации, не имеющих аккредитации, заканчивая аккредитованными программами высшего образования, которые реализуют возможность тесного общения студентов со своими преподавателями и сокурсниками. Дистанционное образование становиться чрезвычайно популярной формой обучения в силу своего удобства и гибкости. Безусловно, такое явление, как дистанционное образование – это своевременная реакция рынка образования на потребности стремительно меняющегося индустриального общества в сторону постиндустриального. У дистанционного образования, несомненно, очень много преимуществ, но и также много проблем, которые еще только предстоит решить.

Более того, даже внедрение в образование новых форм преподавания, в частности самостоятельных электронных учебников, разработанных по всем основным принципам и являющихся альтернативной традиционной форме изложения материала, проходит весьма тяжело – нельзя забывать о том, с каким консерватизмом на сегодняшний день смотрят на подобные разработки. И это вполне обоснованно. На самом деле очень тяжело разработать по-настоящему полный электронный учебник и при этом полностью отказаться от традиционных методов преподавания. Тем более, что наработанные годами образовательные программы нужно еще очень тонко адаптировать к новым электронным версиям, возможно, внести что-то новое, что-то исключить, то есть разработать такую электронную систему, которая бы позволила все в том же объеме и с теми же требованиями провести обучение, и получить как минимум такие же средние результаты. А, учитывая, что хороший электронный учебник – это не просто электронная версия учебника традиционного, то сразу возникает ряд проблем по написанию сценария мультимедийного издания, сбору информации и новым подходам в изложении материала.

В связи со всеми этими проблемами перехода к новым технологиям в образовании возникает вопрос: где же та золотая середина в применении современных средств и сохранении преимуществ традиционного преподавания? На сегодняшний день влияние технического прогресса позволило не только по-новому посмотреть на решение сложных задач, но и элементарно изменить быт и решение повседневных проблем. Работа с информацией, в частности в процессе обучения, стала намного проще и динамичнее, это является причиной того, что сегодня в любом случае уже невыгодно использовать обычное представление материалов по учебным дисциплинам. Необходимо, как минимум, адаптировать все предоставляемые материалы для удобного их использования, когда ускорен поиск, когда вся необходимая информация собрана вместе, максимально структурирована, и пользователь без труда может обратиться сразу к нескольким ресурсам.

Ведь при таком, казалось бы, очевидном и повсеместном внедрении компьютерных технологий мы наблюдаем почти полное отсутствие использования хотя бы технических средств в процессе обучения, отсутствие использования нового изложения материала и должного уровня наглядности – восприятие информации только на слух, а также изолированность при проведении лабораторных работ, отсутствие достаточной методической базы. Именно поэтому, учитывая все сложности разработки электронных учебников, проблемы их внедрения и пока еще невозможность перехода к новым дистанционным формам, учитывая многие преимущества традиционной формы обучения, логично, в некотором смысле, «промежуточное» решение.

По каждой дисциплине имеется свой учебный курс, включающий в себя основные разделы и темы, а в связи с этим, определенные материалы и контрольные мероприятия.

Например, учебный курс «Документальное обеспечение управления» включает в себя лекции, практические занятия, контрольные мероприятия. Вновь возвращаясь к вопросу об удобстве использования материалов по учебным курсам, введем понятие электронного учебного курса, целью которого является интеграция всех необходимых материалов в одну систему с удобной навигацией и широкими возможностями по работе с информацией.

Таким образом, материалы по курсу «Документальное обеспечение управления» могут быть дополнены следующим образом:

  • Подробное описание курса и целей изучения дисциплины, комплексное рассмотрение предмета и объекта изучения.
  • Лекции – удобная навигация, четкая структура.
  • Практика – каждая из практических работ имеет методические указания, подробное описание задания, примеры, ссылки на литературу, определения, бланки, формы, ГОСТы.
  • Литература – разнообразные источники материалов, статьи и ресурсы Интернет.
  • Нормативные документы – ФЗ, Положения, ГОСТы, инструкции.
  • Бланки, формы.
  • Контрольный блок – представлен материалами для подготовки к экзамену, прежде всего это вопросы, тестовые материалы, темы рефератов и индивидуальных работ, образцы для их выполнения, примеры.

Вновь возвращаясь к основным технологиям реализации подобных проектов, отметим, что в данном случае наиболее гибкой является система создания веб-сайта. На кафедре «Экономика, организация и коммерческая деятельность» для преподавания практических заданий по дисциплине «ДОУ» разработан электронный учебный курс, основу которого составляет мини-сайт для публикации в разделе кафедры веб-портала ПВГУС portal.tolgas.ru. В настоящее время по многим дисциплинам уже разработаны аналогичные электронные курсы.

Такая реализация допускает удаленную работу с курсом, доступ к его материалам по локальной сети университета, удобное проведение практических занятий в компьютерных аудиториях.

 

© Савина Татьяна Владимировна, 2008 год

Электронные курсы

Планирование и прогнозирование в коммерческой деятельности
Изучение и прогнозирование спроса на товары и услуги
Планирование и прогнозирование в сервисе
Планирование и прогнозирование в домоведении
Документационное обеспечение управления
Прогнозирование деятельности предприятий
Управление маркетингом
Информатика 1 курс СПО
Информатика 2 курс СПО
Экономика организации (предприятия)
Экономика торговли
Управление маркетингом (для магистров)
Товароведение промышленных товаров
Моделирование и прогнозирование в коммерческой деятельности (для магистров)
Прогнозирование деятельности предприятий в условиях изменяющейся внешней среды (для магистров)
История и методология экономической науки и производства
История науки и производства в сфере коммерции
Товароведение однородных групп непродовольственных товаров
Региональная экономика