Объект, предмет, цель изучения дисциплины
"Управление маркетингом".
Основы работы с электронным курсом
Дисциплина «Управление маркетингом» предназначена для изучения студентами специальности 080111.65 «Маркетинг» на 4 и 5 курсах.
Целью изучения дисциплины является освоение теоретических и практических аспектов управления маркетингом и формирование у студентов навыков профессиональной деятельности в сфере решения основных проблем управления маркетинговой деятельностью предприятия на стратегическом и тактическом уровне.
Изучение дисциплины «Управление маркетингом» направлено на получение студентами глубоких теоретических знаний и практических навыков для решения следующих задач:
- овладение концепцией управления маркетингом как современной философией бизнеса;
- выработка знаний, умений и навыков принятия маркетинговых решений на стратегическом уровне управления;
- оценка организационных форм управления маркетингом в результате оптимизации процессов структурного построения, направлений реструктуризации и диверсификации;
- реализация рыночной ориентации хозяйственной деятельности с использованием современных технологий операционного маркетинга в процессах планирования, организации распределения, продвижения и позиционирования товаров, услуг;
- формирование имиджа и высокой репутации компании за счет изучения общественного мнения, социальной ответственности и корпоративной культуры удовлетворения потребностей общества;
- принятие компетентных управленческих маркетинговых решений в области товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики;
- контроль, оценка и корректировка планово-управленческих решений для достижения устойчивого рыночного положения и эффективных результатов маркетинговой деятельности.
Все перечисленные задачи полностью соответствуют требованиям, предъявленным к подготовке специалистов по специальности 080111.65 «Маркетинг».
Курс «Управление маркетингом» представляет собой учебную дисциплину из цикла дисциплин специализации регионального компонента основной образовательной программы и непосредственно связан с такими дисциплинами как:
- «Экономика предприятия»
- «Менеджмент»
- «Маркетинговые коммуникации»
- «Маркетинговые исследования»
- «Стратегический маркетинг»
- «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности»
- и др.
Предмет изучения дисциплины «Управление маркетингом» — это принципы, инструменты, элементы, формы и методы управления маркетингом в различных сферах и отраслях экономики, а также методология процессов принятия стратегических и тактических маркетинговых решений в условиях функционирования рынка товаров и услуг.
Курс состоит из лекционных и практических работ, самостоятельной работы студентов и завершается экзаменом.
Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне.
Практические занятия являются аудиторными, проводятся по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала.
Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.
Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные вопросы.
Содержание курса строится исходя из того, что компетенции специалиста в области управления маркетингом охватывают:
- наличие системных профессиональных знаний (знания в области управления маркетингом, об интеграции субсистемы «управление маркетингом» в систему «управления» и суперсистему «национального хозяйства»);
- способность решать профессиональные проблемы (умение выбирать и применять методы управленческих решений в области маркетинга, компетентность в принятии управленческих решений в области маркетинга);
- способность к социально-экономическому и коммуникационному взаимодействию (социально-экономическая и коммуникационная компетентность, способность эффективно участвовать в решении профессиональных и личных проблем).
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) знать:
- процесс формирования концепции управления маркетингом;
- основные теоретические и методологические положения управления маркетинговой деятельностью;
- структурное построение отделов маркетинга с учетом диверсификации и реструктуризации;
- процесс принятия управленческих решений по планированию, организации и сервисному обслуживанию потребителей;
- порядок выполнения маркетинговых программ в области товарной, ценовой и коммуникационной политики;
- содержание системы контроля и учета комплекса маркетинга.
б) уметь:
- использовать формы и методы маркетингового управления для успешной реализации маркетинговых проектов;
- разрабатывать планово-управленческие решения в области маркетинга на стратегическом, тактическом и операционном уровнях;
- внедрять систему основных принципов управления маркетингом в хозяйственную деятельность с учетом влияния внутренних и внешних факторов рыночной среды;
- активно использовать маркетинговые коммуникации для стратегических решений проникновения на рынок, привлечения потребителей и успешного позиционирования;
- способствовать достижению коммерческого успеха в результате своевременного контроля, учета и комплексной оценки коммерческого потенциала.
в) владеть навыками:
-
экономического, социального и информационного обоснования концепции управления маркетинговой деятельностью предприятия;
-
использования маркетинговых инструментов для освоения новых сегментов рынка сбыта;
-
успешного формирования портфеля заказов, повышения качественного и сервисного удовлетворения спроса населения.
Курс предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов, а также менеджеров и менеджеров-аналитиков, занятых в области маркетинговых исследований, финансово-экономического анализа, планирования, прогнозирования и их организации; для специалистов в области стратегического анализа и планирования развития социально-экономических и бизнес-систем.
Авторы курса: д.э.н., профессор Башмачникова Е.В., ассистент Абрамова Л.А.
Программная реализация курса: ассистент Савина Т.В.