Экономика

Технологии Успеха

Международное сотрудничество

Консорциум? Общие возможности и преимущества

В июне 2009-го года ведущие вузы России объединились в Национальный научно-образовательный инновационно – технологический консорциум (далее Консорциум), цель создания которого - координация деятельности по повышению качества подготовки кадров для сферы сервиса в разных регионах страны.

Сегодня Консорциум объединяет вузы, в которых обучаются 168 тысяч студентов и работают 7,5 тысяч преподавателей. География участников – от Сочи до Омска, от Владивостока до Санкт-Петербурга.

В 2010 году Министерство образования и науки Российской Федерации приняло решение о создании на базе данного Консорциума Федеральной инновационной площадки.

С инновационной площадкой связываются перспективы модернизации и развития инфраструктуры профессионального образования в области сервиса с учетом реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, интеграции системы образования России в международное пространство, а также кадрового и технологического обеспечения крупнейших международных и национальных проектов.

В числе наиболее значимых выступают задачи Консорциума по технологическому и кадровому обеспечению таких глобальных событий, как Саммит стран АТЭС в 2012г. во Владивостоке, Универсиада в Казани 2013г. и Олимпийские игры в Сочи 2014г. А это – большой плюс и для репутации вуза, и для студентов: они приобретают опыт работы и международного сотрудничества, получают дополнительные возможности реализовать свой потенциал и амбиции.

В частности, для проведения Олимпиады в Сочи потребуется дополнительно 46 тысяч сервисных специалистов, подготовленных на мировом уровне, и еще около 30-50 тысяч волонтеров. Одному региону подготовить такое количество специалистов нереально, потребуется помощь образовательных учреждений всей страны.

Конкретно по Универсиаде в городе Казани ПВГУС, находящийся в непосредственной близости от Казани, планирует успешно сотрудничать с заинтересованными лицами по вопросам обслуживания Универсиады.

На обслуживании мероприятий Саммита стран АТЭС,  который организуется во Владивостоке, очень много работы для наших студентов.

Кроме вышеназванных, может быть много других и российского, и иного масштаба мероприятий. Участники Консорциума специально выделили только те, которые имеют неоспоримое значение, но происходит и много других событий, где требуются и студенты, и переводчики, и волонтеры.

Мы очень заинтересованы в том, чтобы именно наши лучшие студенты принимали участие в мероприятиях, которые окажутся в центре внимания всего мира.

Важно и то, что после окончания этих проектов вся инфраструктура остается, и нужно будет обеспечивать ее эксплуатацию и эффективное функционирование. И в отношении этого Консорциум тоже планирует активное сотрудничество.

Стоит отметить, что  на стажировку смогут попасть не только те студенты, которые обучаются на «чисто сервисных специальностях», таких как  «туризм и гостинично-ресторанный бизнес», но и  студенты, которые выбрали другие специальности, представленные во всех институтах и факультетах ПВГУС, в качестве волонтёров и гидов. Ведь в 21 веке, в постиндустриальную эпоху,  все специальности приобретают новое «сервисное» значение. И эта тенденция учитывается Министерством образования и науки нашей страны.

Являясь экспериментальной площадкой по отработке модели сетевого учебно-научного университетского комплекса, Консорциум разрабатывает инновационные методы подготовки кадров. Решаются и вполне практические задачи: значительно повышается мобильность преподавателей и студентов на всем пространстве страны; появляется больше возможностей для использования дистанционных методов обучения, реализации электронных образовательных ресурсов; учебный процесс выстраивается по модульному принципу, что дает возможность организовывать длительные практики студентов при одновременном расширении баз практики и др. Планируется предоставление возможности до 20% студентам вузов-участников площадки проходить практику или обучение также на базе других вузов-участников; студенты различных направлений подготовки смогут пройти стажировку или обучение в тех вузах, в которых наиболее оптимально решается та или иная учебная задача; решается вопрос о централизованном направлении студентов вузов, участвующих в площадке, на практику за рубеж. Появляется возможность получать образование по двум специальностям одновременно и при выпуске получить не один, а два диплома. Заметно увеличивается количество направлений и специализаций по сравнению с теми, которые есть в каждом отдельном вузе. А в целом все это работает на повышение качества образования.

В данный момент на разных стадиях готовности находятся проекты положений об академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава; о попечительском, наблюдательном и ученом советах; о грантовой деятельности; о координационном центре содействия трудоустройству выпускников; о государственной аттестационной комиссии и других органах управления. В сущности – это инвентаризация ресурсов и потребностей. Вузовские команды планируют не только численность студентов, но и общий объем НИОКР, выпуск наукоемкой продукции и оказание услуг по  дополнительному профессиональному образованию. Готовятся прогнозы  потребности в специалистах разного профиля на среднесрочный (2015 г.) и долгосрочный (2020 г.) периоды, с учетом особенностей социально-экономического и инновационного развития  регионов.

Создание Консорциума и инновационной площадки направлено на то, чтобы развивать современные формы дистанционного обучения и в определенной степени реанимировать их в регионах, где многие вузы осуществляют набор студентов. Представительствам вузов запретили реализовывать какие-либо формы обучения в местах проживания студентов заочного обучения. В Министерстве ищут наиболее эффективное решение этого непростого вопроса. Члены Консорциума подготовили письмо с просьбой внести определенные изменения в Положение о представительствах вузов в регионах и надеждой на положительное решение этого вопроса.

Ответственность за общественно-государственную экспертизу качества подготовки бакалавров и магистров тоже берет на себя Консорциум. Поэтому в ближайших планах - создание на его основе (с участием работодателей) саморегулируемой профессиональной организации, в поле зрения которой будет соблюдение образовательных и профессиональных стандартов в многоуровневых университетских комплексах.

Студенты входящих в Консорциум вузов получают беспрепятственный доступ к открытым образовательным ресурсам, что способствует мобильности учащихся, которой пока остро недостает даже в образовательном пространстве одного города. Нет необходимости обязательно иметь одни и те же дисциплины в нескольких вузах, можно сконцентрировать их в одном и вести силами преподавателей разных учебных заведений. Особое внимание уделяется профессорско-преподавательскому составу, имеющему опыт работы на производстве. В свою очередь, чем выше мобильность студента, тем больше требования к организации и содержанию учебного процесса, к методике и технике дистанционного образования.

Консорциум, и тем более инновационная площадка,  подразумевают, что если есть успешные, перспективные разработки в одном вузе, то они могут и должны быть в других. Это поднимет уровень вузов на порядок выше, чем это есть в настоящее время.
Нельзя не упомянуть о дополнительных плюсах в связи с перспективами роста преподавательского состава вузов. Это касается, прежде всего, мобильного повышения квалификации в рамках как широких, так и более узких задач, например, при разработке электронных учебников, версий учебных программ или каких-то других новых технологий в образовательном процессе. Эти действия можно осуществить без долгих согласований и проволочек, обеспечить мобильность в реализации новых направлений деятельности.
Члены консорциума, в частности, приняли решение создать единую базу повышения квалификации своих преподавателей.

В поле зрения попали и зарубежные университеты, которые дадут возможность языковой подготовки, освоения каких-то других направлений деятельности в экономической и социальной сфере, туризме и сервисе. Не секрет, что подготовка специалистов для  сферы сервиса за рубежом гораздо выше, чем в нашей стране сейчас. А ведь в каждом вузе есть соглашения с иностранными партнерами. В ПВГУС установлены договорные отношения с университетами за рубежом, которые ведут подготовку специалистов для сферы сервиса. Это может создавать дополнительные возможности не только нашему вузу, но и нашим партнерам.

В целях улучшения финансирования деятельности вузов Консорциума предложено создать фонды целевого капитала. Также появляется реальная возможность привлечения бюджетных средств, в том числе на состязательной основе. В данное время готовятся предложения о том, чтобы разрешить консорциумам наряду с другими образовательными структурами участвовать в конкурсах, как это сделано в Финляндии (на звание национального исследовательского университета). Сегодня это пока возможно лишь по поручительству, когда один университет выступает в конкурсе от имени всего Консорциума, остальные участники являются соисполнителями.

Масштабность задач убеждает в том, что, в условиях формирования инновационно – сервисного общества знаний сфера услуг в стране будет стремительно развиваться. Реализовывать программы консорциума будут нынешние студенты вузов, в том числе входящих в его состав. Выпускников с дипломом бакалавра или магистра в области сервиса ожидает отличная карьера, сегодня здесь требуются профессионалы.

Новая многоуровневая модель образовательного комплекса на основе сетевого взаимодействия приобретает особую актуальность, так как она позволяет стимулировать интерес к российскому высшему образованию в перспективной для всей мировой экономики сферы сервиса со стороны иностранных абитуриентов.

Данная современная многоуровневая научно-образовательная структура, в числе прочих задач, призвана реализовывать научно-инновационное сопровождение сервисной деятельности в бизнес-сообществе на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала организаций-членов консорциума.

Электронные курсы

Планирование и прогнозирование в коммерческой деятельности
Изучение и прогнозирование спроса на товары и услуги
Планирование и прогнозирование в сервисе
Планирование и прогнозирование в домоведении
Документационное обеспечение управления
Прогнозирование деятельности предприятий
Управление маркетингом
Информатика 1 курс СПО
Информатика 2 курс СПО
Экономика организации (предприятия)
Экономика торговли
Управление маркетингом (для магистров)
Товароведение промышленных товаров
Моделирование и прогнозирование в коммерческой деятельности (для магистров)
Прогнозирование деятельности предприятий в условиях изменяющейся внешней среды (для магистров)
История и методология экономической науки и производства
История науки и производства в сфере коммерции
Товароведение однородных групп непродовольственных товаров
Региональная экономика