Экономика

Технологии Успеха

Специальность

100701.51 "Коммерция (по отраслям)"

Талантливый коммерсант всегда найдет применение любой идее, инициативе или намеку. Интуиция и расчет, случай и закономерность у истинного коммерсанта неразделимы. Связи и образование обогащают его талант. Веками собранный опыт, помогающий коммерсанту избежать неприятных сюрпризов в будущем и добиться стабильности в бизнесе, - вот что такое коммерческое образование.

Среди преподавателей вуза - бизнесмены-практики и консультанты по экономическим вопросам. Они учат студентов решать проблемы организации коммерческой деятельности, знакомят с экспертизой потребительских товаров, преподают ценообразование, маркетинг, менеджмент, экономику, право, таможенное дело и другие предметы, позволяющие выпускникам  стать знающими специалистами.

Специалист коммерции занимается коммерческой логистикой, организует внешнеторговые операции, торгово-технологические процессы, занимается коммерческой экспертизой ассортимента и качества продукции, управлением рисками.

Профессиональная адаптация специалиста коммерции возможна к административно-хозяйственной и экспертно-сертификационной деятельности. Кроме того, коммерсант может заняться аукционно-биржевой деятельностью.

Это одна из основных специальностей, востребованная на рынке труда работодателями – коммерческими организациями – и связанная с куплей продажей, обменом и продвижением товаров и услуг до потребителей.
Изучение таких дисциплин, как «Организация коммерческой деятельности предприятий» (по отраслям и сферам применения), «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности», «Таможенное дело» и др. в значительной степени расширяют сферу профессиональной деятельности специалиста коммерции. Общепрофессиональные и специальные дисциплины, изучаемые студентами, обеспечивают высокий уровень подготовки специалистов.

О развитии и становлении купеческой специальности - коммерсант

Уважение к минувшему – вот что отличает

образованность от дикости

(А.С.Пушкин)

 

В настоящее  время коммерческая деятельность в России является самым распространенным видом предпринимательской деятельности. Вовлечение значительной части населения в сферу торгового  обращения способствовало появлению новых специальностей, среди которых коммерция (торговое дело).

Без знаний истории отечественной коммерции, особенностей коммерческой эволюции невозможно осуществлять практическую деятельность в настоящем и будущем.

Торговля Руси с другими государствами успешно развивалось на всех этапах ее истории. Центральное место в русской торговле занимал купец.

Термины «купец» и «коммерсант» рассматривают как тождественные понятия: купец- категория лиц в обществе, профессионально занимавшаяся торговлей- скупкой товаров не для собственного потребления, а для последующей перепродажи с целью получения прибыли; посредники между производителями и потребителями. Коммерсант – лицо, занимающееся торговлей или деятельностью по ее организации.

В самостоятельное сословие купечество окончательно оформилось в 1785 г. и заняло в обществе важное социальное положение. Некоторые купцы получали чин коммерции советника за большой вклад в развитие экономики Российской империи и серьезную благотворительную деятельность.

Об особом отношении к коммерции говорит и факт открытия Коммерческого училища 22 июня 1804 г. в Москве, которое просуществовало до 1917г. Это было сословное учебное заведение закрытого типа, в котором готовились высокопрофессиональные кадры управленцев для всех сфер предпринимательства - торговля, промышленность, банки. В московское коммерческое училище принимались мальчики 10-летнего возраста 2-х категорий: 1-посланники московского купеческого общества и обучающиеся за счет благотворительных пожертвований и 2- пансионеры, содержавшиеся за счет родителей. Учащиеся делились на 4 возраста (4 класса) в каждом из них срок обучения составлял 2 года. Полный курс обучения- 8 лет.  Ученики постигали: основы бухгалтерии, географию, купеческие выкладки, историю, основы делового письма на русском, немецком, французском, английском языках, черчение и т.д.   Обучение выдерживали только самые способные и прилежные. Нерадивых учеников отчисляли в любом возрасте. Хотя по статусу это и было училище – выпускниками присваивали степень кандидата коммерции. Прекрасно подготовленные специалисты со знанием 2-3 языков были нарасхват торговыми, банковскими и государственными структурами .

Купечество являлось основным «двигателем» мощного экономического развития. Немалый вклад купцы внесли в науку, просвещение, народное образование и здравоохранение. Именно купечество делало Россию могущественным, богатым и честным партнером на мировом рынке, закладывало новые города, жертвовало целые состояния на благотворительность и меценатство в сфере культуры и искусства. Многочисленные монастыри, церкви, школы, приюты для престарелых, картинные галереи и пр. в большой мере создавались и поддерживались купцами.

Автор «Книги о скудости и богатстве» Иван Посошков, сын ремесленника, ставший состоятельным человеком, владелец заводов, экономист и публицист, отстаивая купеческие интересы, писал о торговом сословии: «купечеством всякое царство богатится, без купечества никакое и малое государство быть не может».

Следует отметить большую активность купечества в Самарском регионе, чему способствовало удобное географическое расположение.

Элиту купечества Самарского региона составляли династии: Шихобаловых, Аржановых, Курлиных, Субботиных, Константиновых, Журавлевых и др.

 

Дом самарских купцов Курлиных

Анализируя черты характера русского купца, необходимо выделить:

  • чувство меры;
  • практический расчет;
  • самообладание;
  • трезвость характера;
  • сила воли.

 

Именно эти черты стали фундаментом для развития русского купечества и в современных условиях продолжают оставаться факторами успешной деятельности коммерсанта.

 

Профессиограмма направления
Подготовка по направлению 100701.51 "Коммерция (по отраслям)" производится на кафедре «Экономика, организация и коммерческая деятельность», возглавляемая д.э.н., профессором Еленой Валентиновной Башмачниковой (тел. 22-24-96).
Студент за время обучения должен научиться:
  • устанавливать и развивать коммерческие связи;
  • обеспечивать товародвижение в торговых фирмах и на товарных складах;
  • формировать ассортиментную политику, документально грамотно оформлять торговые операции;
  • составлять бизнес-планы по стимулированию сбыта и продвижению товаров на рынке.
Виды деятельности:
  • торгово-сбытовая – установление хозяйственных связей; заключение договоров (купли-продажи, поставки, мены, консигнации, контрактации, аренды, лизинга, перевозки, хранения и т.п.); обеспечение процесса закупки, организация сбыта товаров; организация услуг; учет и контроль за соблюдением договорных обязательств; управление ассортиментом товаров, товарными запасами и потоками; анализ результатов торгово-сбытовой деятельности;
  • маркетинговая – сбор маркетинговой информации о состоянии рынка товаров и услуг; проведение маркетинговых исследований на рынке товаров и услуг; изучение и прогнозирование спроса; формирование спроса и стимулирование сбыта; разработка новых товаров (продукции, услуг) с учетом прогнозируемого спроса; разработка стратегий маркетинга; разработка ценовой и сбытовой политики; рекламно-информационная работа.
Способности: умение заниматься предпринимательской и коммерческой деятельностью; умение принимать экономические обоснованные решения; осуществлять коммерческие сделки.
Личностные качества, интересы и склонности: высокая профессиональная культура, коммерческое мышление, способность к активному деловому общению, энергичность, инициативность, развитая интуиция.
Сроки обучения
Очное отделение – 2 года 10 мес.
Степень
Менеджер по продажам
Блок основных изучаемых дисциплин
Социально-экономические дисциплины, иностранный язык, русский язык и культура речи, экономика организаций (предприятий), менеджмент и маркетинг, математика и информатика, бухгалтерский учет, финансы и кредит, организация и технология коммерческой деятельности, статистика, метрология, стандартизация и сертификация, товароведение, экология и безопасность жизнедеятельности, логистика, внешнеэкономическая деятельность.
Курсовые работы
Экономическая теория, логистика, менеджмент, организация и технология коммерческой деятельности, экономическая организация.
Факультативные занятия
Планирование профессиональной карьеры, инновационный менеджмент, конкурентоведение
Дипломная тематика
Исследование эффективности рекламной деятельности коммерческого предприятия, организация товародвижения на предприятии, управление качеством логистического сервиса.
Трудоустройство
В торговый предприятиях различных организационно-правовых форм, коммерческих службах, базах и складов розничной и оптовой торговли, производственных  предприятиях, в сервисных предприятиях. Имеет достаточную подготовку для самостоятельного проведения операций купли –продажи, обмена и продвижения товаров от производителей к потребителям, для получения прибыли.

Специальность «Коммерция» (по отраслям) имеет большую перспективу, а выпускники высокую востребованность. Об этом свидетельствуют постоянные обращения от различных организаций и фирм с предложениями вакансий для выпускников.

Электронные курсы

Планирование и прогнозирование в коммерческой деятельности
Изучение и прогнозирование спроса на товары и услуги
Планирование и прогнозирование в сервисе
Планирование и прогнозирование в домоведении
Документационное обеспечение управления
Прогнозирование деятельности предприятий
Управление маркетингом
Информатика 1 курс СПО
Информатика 2 курс СПО
Экономика организации (предприятия)
Экономика торговли
Управление маркетингом (для магистров)
Товароведение промышленных товаров
Моделирование и прогнозирование в коммерческой деятельности (для магистров)
Прогнозирование деятельности предприятий в условиях изменяющейся внешней среды (для магистров)
История и методология экономической науки и производства
История науки и производства в сфере коммерции
Товароведение однородных групп непродовольственных товаров
Региональная экономика